10:05 "НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИ" | |
История поселка "Чистоозёрное" тесно связана с железнодорожной станцией. Почти сто лет назад, в 1914 году на территории Юдинской волости развернулось строительство железной дороги.
В то время Юдино было административным и торговым центром волости, а поселка Чистоозерное еще не существовало. В селе Юдино находилось волостное управление, крестьянский начальник, становой пристав 6 стана Каинского уезда, мировой судья, больница, почтовая станция, телеграф, торговые лавки и т.д. В селе была красивая церковь, которой сейчас почти 300 лет. На фото мы видим остатки прекрасного когда-то сооружения. В селе было три крупных купеческих дома: Мариупольских, Ноткиных, Лермонтовых. В Юдино проводилась торговля и обмен товаров с кочевыми племенами казахов, а также ярмарки и базары. Но тем не менее, дорога прошла мимо села Юдино. По легенде - купцы из Новой деревни и Чаячье вложили больше денег в строительство дороги, и проект строительства железной дороги был изменён. В строительство этой ветки вкладывали средства все, кто мог. Строительство производилось ручным трудом, без применения какой-либо техники. Насыпи и выемки строились ручными и конными тачками, для чего требовалось большое количество людей. На строительство нанималось большое количество приезжих. Участок дороги на территории Юдинской волости в основном был закончен в 1915 году.
Для заправки паровозов водой была построена в 1915 году водонапорная башня, которая является памятником архитектуры по Новосибирской области. Воду качали из озера "Чистое" , водопровод чугунный, запаянный свинцом.
Благодаря железной дороге поселок стал быстро расширяться, нужны были люди для обслуживания железнодорожной станции и путей. Село Юдино, находясь вдали от транспортной магистрали, стало приходить в упадок, жители перебирались ближе к станции.В 1923 году административный центр Юдинской волости был переведен из села Юдино в пристационный поселок Чистоозерное. Протяженность участка станции Чистоозерное составляет один километр. Составители вагонов работали по 12 часов в смену - рация, фонарь, а зимой и тяжёлая шуба. Стрелки на станции переводили вручную, кроме этого стрелку нужно было очищать от снега и грязи. Дисциплина на работе была железная.
| |
|
Понравилась новость, поделись с друзьями